Перейти к основному содержанию

1499

пользователей

464

материала

Директива ЕС 2019/904 Е ЕС от 5 июня 2019 г

20.01.2020
544
о сокращении влияния некоторых пластиковых продуктов на окружающую среду

(Законодательные акты)

 

ДИРЕКТИВЫ

ДИРЕКТИВА (ЕС) 2019/904 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА

от 5 июня 2019 г.

о сокращении влияния некоторых пластиковых продуктов на окружающую среду

(Текст применим в ЕЭЗ)

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

 

Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза и, в частности, его Статью 192 (1), Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,

После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,

 

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1), Принимая во внимание мнение Комитета регионов (2),

Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой (3), при этом:

(1)          Из-за высокой функциональности и относительно низкой стоимости пластика этот материал становится все более распространенным в повседневной жизни. Хотя пластик играет полезную роль в экономике и важен во многих секторах, из-за его растущего применения в недолговечных продуктах, которые не предназначены для повторного использования или рентабельной переработки, соответствующие модели производства и потребления становятся все более и более неэффективно и линейными.  Таким образом, в контексте Плана действий по циркулярной экономике, изложенного в Сообщении Комиссии от 2 декабря 2015 года под заголовком «Замыкание цикла: план действий ЕС по циркулярной экономике» (Closing the loop An EU  action plan for the Circular Economy), в Европейской стратегии для пластмасс, изложенной в своем Сообщении от 16 января 2018 года под заголовком «Европейская стратегия для пластмасс в условиях циркулярной экономики» (A  European  Strategy for  Plastics  in a  Circular Economy), Комиссия заключила, что необходимо сократить устойчивое увеличение пластиковых отходов и их утечку в окружающую среду, в частности в моря и океаны, чтобы достичь циркулярного жизненного цикла пластика.  Европейская стратегия для пластмасс это шаг к созданию циркулярной экономики, где проектирование и производство пластмасс и пластмассовых изделий полностью соответствуют потребностям в повторном использовании, ремонте и переработке, и где разрабатываются и продвигаются более устойчивые материалы. Значительное негативное воздействие определенных пластмассовых изделий на окружающую среду, здоровье и экономику требует создания конкретной правовой базы для эффективного снижения этих негативных последствий.

 

(2)          Эта Директива утверждает циркулярные подходы, отдающие приоритет устойчивым и нетоксичным продуктам многократного использования и системам повторного использования, а не одноразовым продуктам, с целью прежде всего уменьшить количество образующихся отходов. Данная цель находится на вершине иерархии управления отходами, закрепленной в Директиве 2008/98/EC  Европейского парламента и Совета(4).  Эта Директива будет способствовать достижению Цели 12 Организации Объединенных Наций (ООН) в области устойчивого развития, направленной на обеспечение устойчивых моделей потребления и производства, что является частью Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года.

 

(1)  OJ  C 62,  15.02.2019 г.,  с. 207.

(2)  OJ  C 461,  21.12.2018 г.,  с. 210.

(3) Позиция Европейского парламента от 27 марта 2019 года (еще не опубликована в официальном журнале) и решение Совета от 21 мая 2019 года.

(4) Директива 2008/98/EC Европейского Парламента и Совета от 19 ноября 2008 года об отходах и отмене некоторых Директив (OJ L 312, 22.11.2008 г., стр. 3).

 

Сохраняя ценность продуктов и материалов как можно дольше и создавая меньше отходов, экономика Союза может стать более конкурентоспособной и устойчивой, одновременно снижая нагрузку на драгоценные ресурсы и окружающую среду.

 

(3)          Морской мусор носит трансграничный характер и признано растущей глобальной проблемой. Сокращение количества морского мусора является ключевым мероприятием для достижения Цели №14 ООН в области устойчивого развития, которая призывает к сохранению и устойчивому использованию океанов, морей и морских ресурсов для устойчивого развития. Союз должен сыграть свою роль в предотвращении засорения морей и океанов, а также в борьбе с ним и стремиться стать стандартом для всего мира. В этом контексте Союз работает с партнерами на многих международных форумах, таких как G20 и G7, и с ООН, совместно реализуя согласованные действия; данная Директива является частью усилий Союза в этом направлении.  Чтобы эти усилия были эффективными, также важно, чтобы экспорт пластиковых отходов из Союза не приводил к увеличению количества морского мусора в других местах.

 

(4)          В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (ЮНКЛОС) (5), , Конвенцией о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 года («Лондонская конвенция») и ее Протоколом 1996 года («Лондонский протокол»), Приложением V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (МАРПОЛ) с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к этой конвенции, и Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизацией от 22 марта 1989 г. (6) и в соответствии с законодательством ЕС об отходах, а именно Директивой 2008/98/EC и Директивой 2000/59/EC Европейского парламента и Совета (7), , Государства-члены обязаны обеспечивать экологически рациональное управление отходами, чтобы предотвращать и сокращать загрязнение морей и океанов из водных и наземных источников. В соответствии с водным законодательством Союза, а именно Директивами 2000/60/EC (8)и 2008/56/EC (9) Европейского парламента и Совета, Государства-члены также обязаны бороться с морским мусором, если это мешает достичь хорошего экологического состояния их морских вод, в том числе в рамках вклада в достижение Цели №14 в области устойчивого развития ООН.

 

(5)          В Союзе от 80 до 85% морского мусора, измеряемого по объему пляжного мусора, составляет пластик, причем одноразовые пластиковые предметы составляют 50%, а связанные с рыболовством предметы — 27% от общего количества. Одноразовые пластиковые изделия включают в себя широкий спектр высокооборачивамых потребительских товаров, которые выбрасываются после однократного использования для той цели, для которой они были произведены, редко перерабатываются и часто становятся мусором. Значительная часть рыболовных снастей, предлагаемых на рынке, не собирается для утилизации.  Поэтому одноразовые пластиковые изделия и рыболовные снасти, содержащие пластик, являются особенно серьезной проблемой в контексте морского мусора, представляют серьезный риск для морских экосистем, биоразнообразия и здоровья людей, а также наносят ущерб таким видам деятельности, как туризм, рыболовство и судоходство.

 

(6)          Вот почему по-прежнему необходимо надлежащее управление отходами, чтобы предотвратить появление всего мусора, в том числе морского.  Существующее законодательство Союза, а именно Директивы 2008/98/EC, 2000/59/EC, 2000/60/ EC и 2008/56/EC и Регламент Совета (EC) № 1224/2009 (10),, а также инструменты политики обеспечивают некоторые меры регулирования в отношении морского мусора.   В  частности, на пластиковые отходы распространяются общие меры и цели Союза по управлению отходами, такие как цель утилизации отходов пластиковой упаковки, установленная в Директиве Европейского парламента и Совета 94/62/EC (11), и цель в Европейской стратегии для пластмасс — добиться того, чтобы к 2030 году вся пластиковая упаковка, размещенная на рынке Союза, повторно использовалась или легко перерабатывалась.  Однако влияние этих мер на морской мусор является недостаточным, и различные национальные государства принимают неодинаковые по масштабу и целеустремленности меры по его сокращению. Кроме того, некоторые из этих мер, в частности маркетинговые ограничения для одноразовых пластиковых изделий, могут создать барьеры для торговли и нарушить конкуренцию в Союзе.

 

(5)  OJ  L 179,  23.06.1998 г.,  с. 3.

(6)  OJ  L 39,  16.02.1993 г.,  с. 3.

(7) Директива 2008/98/EC Европейского Парламента и Совета от 27 ноября 2000 года о  портовых приемных сооружениях для судовых отходов и остатков грузов (OJ L 332, 28.12.2000 г., с. 81).

(8) Директива 2000/60/EC Европейского парламента и Совета от 23 октября 2000 года, устанавливающая основу для действий Сообщества в области водной политики (OJ L 327, 22.12.2000 г., стр. 1).

(9) Директива 2008/56/EC Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 года, устанавливающая основу для действий сообщества в области морской экологической политики (Рамочная директива по морской стратегии) (OJ L 164, 25.06.2008 г., стр. 19) ,

(10)Постановление Совета (ЕС) 1224/2009 от 20 ноября 2009 года о создании системы контроля Союза для обеспечения соответствия правилам общей политики в области рыболовства, вносящее поправки в Регламенты (EC) 847/96, (EC) 2371/2002, (EC) 811/2004, (EC) 768/2005,  (EC) 2115/2005, (EC)   2166/2005,  (EC) 388/2006, (EC) 509/2007, (EC) 676/2007,  (EC) 1098/2007, (EC) 1300/2008, (EC) 1342/2008 и отменяющее Регламенты (EEC) 2847/93, (EC) 1627/94 и (EC) 1966/2006 (OJ L 343, 22.12.2009 г, с. 1).

(11)Директива Европейского парламента и Совета 94/62/EC от 20 декабря 1994 года об упаковке и отходах упаковки (OJ L 365, 31.12.1994 г., стр. 10).

 

 

(7)     Чтобы сосредоточить усилия там, где они больше всего нужны, эта Директива должна охватывать только те одноразовые пластиковые изделия, которые больше всего встречаются на пляжах Союза, а также рыболовные снасти, содержащие пластик, и изделия, изготовленные из оксоразлагаемого пластика. По оценкам, одноразовые пластиковые изделия, на которые распространяются меры в соответствии с настоящей Директивой, составляют около 86% одноразовой пластмассы, которая, по подсчетам, находится на пляжах Союза. Данная Директива не должна затрагивать стеклянные и металлические контейнеры для напитков, поскольку они не входят в число одноразовых пластиковых изделий, которые чаще всего встречаются  на пляжах Союза.

 

(8)     Что касается микропластика, то он напрямую не входит в сферу действия настоящей Директивы, однако он способствует образованию морского мусора, и поэтому Союз должен принять комплексный подход к этой проблеме.  Союз должен поощрять всех производителей строго ограничивать использование микропластика в составах.

 

(9)     Наземное загрязнение и загрязнение почвы более крупными предметами из пластика, их обломками или микропластиком могут быть весьма значительными, и такой пластик может проникать в морскую среду.

 

(10)  Данная Директива является специальным законом (lex  specialis ) в отношении Директив 94/62/EC и 2008/98/EC.  В случае противоречия между этими Директивами и настоящей Директивой эта Директива будет иметь преимущественную силу в рамках сферы ее применения. Это касается ограничений на размещение на рынке. В частности, в отношении мер по сокращению потребления, требований к продукту, требований к маркировке и расширенной ответственности производителя, эта Директива дополняет Директивы 94/62/EC и 2008/98/EC и Директиву Европейского парламента и Совета 2014/40/EU (12).

 

(11)  Одноразовые пластиковые изделия могут быть изготовлены из широкого спектра пластмасс.  Пластмассы обычно определяются как полимерные материалы, к которым могут быть добавлены другие компоненты. Однако это определение будет охватывать ряд натуральных  (природных) полимеров.   Немодифицированные натуральные полимеры в рамках определения «химически немодифицированные вещества» в пункте 40 Статьи 3 Регламента (ЕС) № 1907/2006 Европейского парламента и Совета (13),, не должны затрагиваться данной Директивой, поскольку они встречаются в природе. Поэтому для целей настоящей Директивы определение полимера в пункте 5 Статьи 3 Регламента (ЕС) № 1907/2006 следует адаптировать, а также ввести отдельное определение.  Пластмассы, изготовленные из модифицированных натуральных полимеров либо из полученных из биологического сырья, ископаемых или синтетических исходных веществ, не встречаются в природе и поэтому должны рассматриваться в этой Директиве.   Поэтому адаптированное определение пластмасс должно охватывать резиновые изделия на основе полимеров, а также полученные из биологического сырья и биоразлагаемые пластмассы независимо от того, получены ли они из биомассы или предназначены для биоразложения с течением времени. Краски, чернила и адгезивы не должны рассматриваться в этой Директиве, поэтому данные полимерные материалы не должны затрагиваться этим определением.

 

(12)  Чтобы четко определить сферу применения настоящей Директивы, следует определить термин «одноразовое пластиковое изделие».  Определение должно исключать пластиковые изделия, которые задуманы, спроектированы и размещены на рынке так, чтобы в течение их жизненного цикла происходило несколько пробегов или ротаций путем повторного заполнения или использования для исходной цели. Одноразовые пластиковые изделия обычно предназначены для использования только один раз или в течение короткого периода времени перед их утилизацией.  Влажные салфетки для личной гигиены и домашнего использования также должны входить в сферу действия настоящей Директивы, тогда как промышленные влажные салфетки должны быть исключены. Чтобы дополнительно уточнить, следует ли считать продукт одноразовым пластиковым продуктом для целей настоящей Директивы, Комиссия должна разработать руководящие принципы по одноразовым пластиковым продуктам.  В соответствии с критериями, изложенными в настоящей Директиве, примерами пищевых контейнеров, которые следует рассматривать как одноразовые пластиковые изделия для целей настоящей Директивы, являются контейнеры для фастфуда или другой еды, бутербродов, обертки и коробки для салатов с холодной или горячей пищей, а также пищевые контейнеры со свежими или обработанными пищевыми продуктами, которые не нуждаются в дальнейшем приготовлении, такие как фрукты, овощи или десерты.  Примерами пищевых контейнеров, которые не должны рассматриваться в качестве одноразовых пластиковых продуктов для целей настоящей Директивы, являются пищевые контейнеры с высушенными продуктами или продуктами питания, которые продаются в холодном виде, требующем дальнейшего приготовления, контейнеры, содержащие более одной порции пищевых продуктов, или пищевые контейнеры размером в одну порцию, продаваемые более чем по одной единице.

 

(12)Директива Европейского парламента и Совета 2014/40/EU от 3 апреля 2014 года о согласовании законов, правил и административных положений Государств-членов, касающихся производства, презентации и продажи табака и связанных с ними продуктов, и отмены Директивы 2001/37/EC (OJ L 127, 29.04.2014 г., стр. 1).

(13)Регламент (ЕС) 1907/2006 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2006 года, касающийся правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения использования химических веществ (REACH), создающий Европейское химическое агентство, вносящий изменения в Директиву 1999/45/EC и отменяющий Регламент Совета (EEC) 793/93 и Регламент Комиссии (EC) 1488/94, а также Директиву Совета 76/769/EEC и Директиву Комиссии 91/155/EEC, 93/67/EEC, 93/105/EC и 2000/21/EC (OJ L 396, 30.12.2006 г., стр. 1).

 

Примерами контейнеров для напитков, которые следует рассматривать как одноразовые пластиковые изделия, являются бутылки для напитков или составные упаковки для напитков, используемые для пива, вина, воды, освежающих напитков, соков и нектаров, растворимых напитков или молока, но не чашки для напитков, поскольку они являются отдельной категорией одноразовых пластиковых изделий для целей настоящей Директивы. Стеклянная и металлическая тара для напитков не должна охватываться настоящей Директивой, поскольку она не относятся к одноразовым пластиковым изделиям, которые чаще всего встречаются на пляжах Союза. Тем не менее, Комиссия должна, в контексте обзора настоящей Директивы, оценить, в частности, колпачки и крышки из пластика, используемые для стеклянных и металлических контейнеров для напитков.

 

(13)       На решение проблемы с одноразовыми пластиковыми изделиями, охватываемыми настоящей Директивой, должны быть направлены одна или несколько мер в зависимости от различных факторов, таких как наличие подходящих и более экологичных альтернатив, возможность изменения моделей потребления и степень, в которой они уже охвачены действующим законодательством Союза.

 

(14)       Для некоторых одноразовых пластиковых изделий подходящие и более экологичные альтернативы пока недоступны, и ожидается, что потребление большинства таких одноразовых пластмассовых изделий увеличится. Чтобы переломить эту тенденцию и содействовать усилиям, направленным на более экологичные решения, Государства-члены должны принять необходимые меры, например, установить национальные цели по сокращения потребления, для достижения целенаправленного и устойчивого сокращения потребления этих продуктов без ущерба для пищевой гигиены, безопасности пищевых продуктов, надлежащих гигиенических и производственных практик, информирования потребителей или требований отслеживаемости, изложенных в Регламентах (ЕС) № 178/2002 (14), (EC) № 852/2004 (15) и (EC) № 1935/2004 (16) Европейского парламента и Совета и в других соответствующих законодательных актах, касающихся безопасности пищевых продуктов, гигиены и маркировки. Государствам-членам следует приложить максимально возможные усилия для реализации этих мер, что, в свою очередь, должно вызвать существенное изменение тенденций роста потребления и привести к ощутимому количественному сокращению. Эти меры должны учитывать влияние продуктов на протяжении всего их жизненного цикла, в том числе в период их обнаружения в морской среде, а также иерархию отходов.

 

В тех случаях, когда Государства-члены решают выполнить это обязательство путем маркетинговых ограничений, они должны гарантировать, что такие ограничения будут пропорциональными и недискриминирующими.  Государствам-членам следует поощрять использование продуктов, которые подходят для многократного использования и которые после превращения в отходы пригодны для подготовки к повторному использованию и переработке.

 

(15)       Для других одноразовых пластиковых изделий есть подходящие и более устойчивые альтернативы, которые также дешевы и общедоступны.  Чтобы ограничить неблагоприятное воздействие таких одноразовых пластиковых изделий на окружающую среду, Государства-члены должны запретить их размещение на рынке.  Тем самым будет поощряться использование этих общедоступных и более устойчивых альтернатив, а также инновационных решений для создания более устойчивых бизнес-моделей, альтернатив повторного использования и замены материалов.  Ограничения по размещению на рынке, вводимые в настоящей Директиве, должны также распространяться на изделия, изготовленные из оксоразлагаемого пластика, поскольку этот тип пластика надлежащим образом не разлагается и потому способствует загрязнению окружающей среды микропластиком, не поддается биохимическому распаду, отрицательно влияет на переработку обычного пластика и не приносит доказанной экологической выгоды. Кроме того, ввиду высокой распространенности наполнителя из вспененного полистирола в морской среде и наличия альтернатив, следует также ограничить использование одноразовых контейнеров для пищевых продуктов и напитков и чашек для напитков из вспененного полистирола.

 

(16)       Фильтры для табачных изделий, содержащие пластик, являются вторым по популярности среди одноразовых пластиковых изделий на пляжах Союза.   Необходимо уменьшить масштабное воздействие на окружающую среду, вызванное отходами после потребления табачных изделий с фильтрами, содержащими пластмассу, выбрасываемыми непосредственно в окружающую среду. Ожидается, что инновации и развитие продуктов обеспечат жизнеспособные альтернативы фильтрам, содержащим пластмассу, и их реализацию необходимо ускорить. Схемы расширенной  ответственности производителей табачных изделий с фильтрами, содержащими пластик, должны также стимулировать инновации, ведущие к разработке устойчивых альтернатив таким фильтрам. Государствам-членам следует содействовать широкому кругу мер по сокращению количества мусора из отходов после потребления табачных изделий с фильтрами, содержащими пластик.

 

(14)Регламент (ЕС) 178/2002 Европейского парламента и Совета от 28 января 2002 года, устанавливающий общие принципы и требования законодательства о пищевых продуктах, учреждающий Европейское агентство по безопасности продуктов питания и устанавливающий процедуры в вопросах безопасности пищевых продуктов (OJ L 31, 01.02.2002 г., стр. 1).

(15)Регламент (ЕС) 852/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года о гигиене пищевых продуктов (OJ L 139, 30.04.2004 г., стр. 1).

(16)Регламент (ЕС) 1935/2004 Европейского парламента и Совета от 27 октября 2004 года о материалах и изделиях, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, и отмене Директив 80/590/EEC и 89/109/EEC (OJ L 338, 13.11.2004 г., стр. 4).

 

 

(17)       Колпачки и крышки из пластика, которые используются для контейнеров для напитков, относятся к одноразовым пластиковым предметам, больше всего встречающимся на пляжах Союза.  Следовательно, контейнеры для напитков в форме одноразовых пластиковых изделий, разрешается размещать на рынке только в том случае, если они удовлетворяют определенным требованиям к дизайну продукта, которые значительно уменьшают распространение в окружающей среде колпачков и крышек контейнеров для напитков, изготовленных из пластика.  Для контейнеров с напитками, которые являются как одноразовыми пластиковыми продуктами, так и упаковкой, это требование является дополнением к основным требованиям к составу, а также к повторно используемым и восстанавливаемым, в том числе пригодным для повторного использования, видам упаковки, изложенным в Приложении II к Директиве 94/62/EC.

 

Чтобы облегчить соответствие требованиям к дизайну продукта и обеспечить бесперебойное функционирование внутреннего рынка, необходимо разработать гармонизированный стандарт, принятый в соответствии с Регламентом(ЕС) № 1025/2012 Европейского парламента и Совета (17), и соответствие этому стандарту должно создавать презумпцию соответствия этим требованиям. Поэтому своевременное развитие гармонизированного стандарта является наивысшим приоритетом в обеспечении эффективного выполнения этой Директивы. Следует предусмотреть достаточно времени для разработки гармонизированного стандарта и для того, чтобы производители могли адаптировать свои производственные цепочки в соответствии с реализацией требования к дизайну продукта.  Чтобы обеспечить циркулярное использование пластиков, необходимо стимулировать освоение рынка переработанных материалов. Поэтому целесообразно ввести требования по обязательному минимальному содержанию переработанного пластика в бутылках для напитков.

 

(18)       Пластиковые изделия должны изготавливаться с учетом всего срока их службы.  Дизайн изделий из пластмассы всегда должен учитывать этап производства и использования, а также возможность повторного использования и переработки продукта. В контексте проверки, подлежащей проведению в соответствии со Статьей 9 (5) Директивы 94/62/EC, Комиссия должна рассматривать относительные свойства различных упаковочных материалов, включая композитные материалы, на основе оценок жизненного цикла, решая, в частности, проблему предотвращения отходов и дизайна для циркулярного использования.

 

(19)       В интересах здоровья женщин следует избегать присутствия опасных химических веществ в гигиенических прокладках, тампонах и аппликаторах тампонов.   В рамках процесса ограничений согласно Регламенту (ЕС) № 1907/2006, Комиссии целесообразно оценить дальнейшие ограничения в отношении таких веществ.

 

(20)       Некоторые одноразовые пластиковые изделия попадают в окружающую среду в результате неправильной утилизации через канализационную систему или другого неуместного выброса в окружающую среду. Утилизация через канализационную систему может дополнительно нанести существенный экономический ущерб канализационным сетям из-за засорения насосов и блокировки труб. Что касается этих изделий, то информации о материальных характеристиках продукта или соответствующих средствах утилизации отходов часто предоставляется недостаточно.  Поэтому одноразовые пластиковые изделия, которые часто выбрасываются через канализационную систему или иным образом неправильно утилизируются, должны отвечать требованиям маркировки. Маркировка должна информировать потребителей о надлежащих вариантах управления отходами для продукта или о том, каких способов утилизации отходов следует избегать для продукта в соответствии с иерархией отходов, а также о наличии пластмасс в продукте и отрицательном воздействии на окружающую среду мусорного загрязнения или других неправильных способов утилизации продукта.  Маркировка должна, по необходимости, находиться либо на упаковке продукта, либо непосредственно на самом продукте. Комиссия должна быть наделена полномочиями устанавливать согласованные спецификации для маркировки, и при этом следует, при необходимости, проверять восприятие предлагаемой маркировки с представительными группами потребителей, чтобы убедиться в ее эффективности и простоте понимания. Маркировочные требования уже обязательны для рыболовных снастей в соответствии с Регламентом (ЕС) 1224/2009.

 

(21)       Что касается одноразовых пластмассовых изделий, для которых нет подходящих и более устойчивых альтернатив, Государства-члены должны, в соответствии с принципом «платит загрязнитель», также ввести схемы расширенной ответственности производителя, чтобы покрыть необходимые расходы на управление отходами и уборку мусора, а также расходы на меры по повышению осведомленности для предотвращения и сокращения такого мусора. Эти расходы не должны превышать затрат, требуемых для экономически эффективного предоставления этих услуг, и должны прозрачно устанавливаться между заинтересованными сторонами.

 

(17) Регламент (ЕС) 1025/2012 Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 года о европейской стандартизации, изменяющий Директивы Совета 89/686 / EEC и 93/15/EEC и Директивы 94/9/EC, 94/25/ЕС, 95/16/ЕС, 97/23/ЕС, 98/34/ЕС, 2004/22/ЕС, 2007/23/ЕС, 2009/23/ЕС и 2009/105/ЕС Европейского парламента и Совета и отменяющий Решение Совета 87/95/EEC и Решение 1673/2006/EC Европейского Парламента и Совета (OJ L 316, 14.11.2012 г., стр. 12).

 

(22)       Директива 2008/98/EC устанавливает общие минимальные требования для схем расширенной ответственности производителя. Эти требования должны применяться к схемам расширенной ответственности производителя, установленным настоящей Директивой, независимо от того, применяются ли они в рамках законодательного акта или соглашений в соответствии с настоящей Директивой. Актуальность некоторых требований зависит от характеристик товара. В соответствии с иерархией отходов для табачных изделий с содержащими пластик фильтрами, влажных салфеток и воздушных шаров раздельный сбор такого мусора для обеспечения надлежащей обработки не требуется. Поэтому создание системы раздельного сбора для этих продуктов не должно быть обязательным. В этой Директиве должны быть установлены расширенные требования к ответственности производителя в дополнение к тем, которые изложены в Директиве 2008/98/EC, например, требование к производителям некоторых одноразовых пластиковых изделий покрывать расходы по уборке мусора.  Также следует предусмотреть покрытие расходов на создание специальной инфраструктуры для сбора отходов табачных изделий после потребления, таких как соответствующие мусорные контейнеры в традиционных местах накопления мусора. В методологии расчета затрат на уборку мусора следует руководствоваться соображениями пропорциональности. Чтобы минимизировать административные расходы, Государства-члены должны иметь возможность определять финансовые взносы на покрытие расходов по уборке мусора, устанавливая соответствующие многолетние фиксированные суммы.

 

(23)       Большой процент содержания в морском мусоре пластика от выброшенных рыболовных снастей, включая оставленные и утерянные,  указывает на то, что существующие правовые требования, изложенные в Регламенте (ЕС) № 1224/2009, Директиве 2000/59/EC и Директиве 2008/98/ЕС не предоставляют достаточных стимулов для возвращения таких рыболовных снастей на берег для сбора и обработки. Система косвенных сборов, созданная в соответствии с Директивой (ЕС) 2019/883 Европейского парламента и Совета (18), формирует систему, в которой судам невыгодно сбрасывать свои отходы в море, и обеспечивает право доставки.  Однако эту систему следует дополнить иными финансовыми стимулами для рыбаков, чтобы они доставляли свои отработанные рыболовные снасти на берег: это позволит избежать любого потенциального увеличения косвенной платы за отходы. Поскольку пластмассовые компоненты рыболовных снастей имеют высокий потенциал утилизации, Государствам-членам следует, в соответствии с принципом «платит загрязнитель», ввести расширенную ответственность производителя за рыболовные снасти и их компоненты, содержащие пластмассу, чтобы обеспечить раздельный сбор отработанных рыболовных снастей и финансирование экологически рационального управления отходами рыболовных снастей, в частности, утилизации отходов.

 

(24)       В рамках расширенной ответственности производителя за рыболовные снасти, содержащие пластик, Государства-члены должны контролировать и оценивать такие снасти в соответствии с обязательствами по отчетности, установленными в настоящей Директиве.

 

(25)       Хотя весь пластиковый морской мусор, содержащий пластмассу, представляет опасность для окружающей среды и здоровья человека, при решении этой проблемы следует также принимать во внимание вопросы пропорциональности. Поэтому сами рыбаки и изготовители содержащих пластик рыболовных снастей ручной работы, не должны считаться производителями и нести ответственность за выполнение обязательств производителя, связанных с расширенной ответственностью производителя.

 

(26)       Экономические и другие стимулы для поддержки устойчивого выбора потребителей и поощрения ответственного поведения потребителей могут стать эффективным инструментом для достижения целей настоящей Директивы.

 

(27)       Бутылки для напитков в форме одноразовых пластиковых изделий, являются одним из предметов морского мусора, которые чаще всего встречаются на пляжах Союза.  Это связано с неэффективными системами раздельного сбора и низким уровнем участия потребителей в этих системах. Необходимо продвигать более эффективные системы раздельного сбора.  Следовательно, для бутылок с напитками в форме одноразовых пластиковых изделий следует установить минимальную цель раздельного сбора. Хотя обязательство по раздельному сбору отходов требует, чтобы отходы содержались раздельно по типу и характеру, следует разрешить совместный сбор определенных видов отходов при условии, что это не препятствует высококачественной переработке с учетом иерархии отходов в соответствии со Статьей 10(2) и пунктом (а) Статьи 10(3) Директивы 2008/98/ЕС. При установке цели раздельного сбора следует учитывать количество одноразовых пластиковых бутылок для напитков, размещенных на рынке в Государстве-члене, или, в качестве альтернативы, на количестве использованных одноразовых пластиковых бутылок для напитков, произведенных в Государстве-члене. При расчете количества отходов, образующихся в Государстве-члене, следует должным образом учитывать все произведенные одноразовые пластиковые бутылки для напитков, включая те, которые превращаются в мусор, а не утилизируются через системы сбора отходов. У Государств-членов должна быть возможность достичь этого минимального целевого показателя путем установки показателей раздельного сбора, применяемых в отношении бутылок для напитков в форме одноразовых пластиковых изделий в рамках схем расширенной ответственности производителей, путем создания схем возмещения или любых других мер, которые они посчитают уместными.

 

(18) Директива (ЕС) 2019/883 Европейского парламента и Совета от 17 апреля 2019 года о портовых приемных сооружениях для доставки отходов с судов, изменяющая Директиву 2010/65/ЕС и отменяющая Директиву 2000/59/ЕС (OJ L 151 07.06.2019 г., стр. 116).

 

 

Это напрямую улучшит уровень сбора и качество собранных и рециклированных материалов, открывая возможности для развития бизнеса по переработке и рынка рециклированных материалов.  Также это поможет достичь целей по утилизации упаковочных отходов, установленных в Директиве 94/62/EC.

 

(28)       Чтобы предотвратить загрязнение мусором и других ненадлежащих способов утилизации отходов, приводящих к образованию морского мусора, содержащего пластмассу, необходимо, чтобы потребители одноразовых пластмассовых изделий и содержащих пластмассу рыболовных снастей были должным образом проинформированы о наличии альтернатив и системы многоразового использования. Кроме того, они должны знать о наиболее подходящих доступных вариантах управления отходами и/или ненадлежащих способах их утилизации, о передовых методах рационального управления отходами и об экологических воздействиях ненадлежащих методов утилизации, а также о содержании пластика в некоторых одноразовых пластиковые изделиях и рыболовных снастях, а также о влиянии ненадлежащей утилизации отходов на канализационную сеть. Поэтому Государства-члены должны принять меры по повышению осведомленности, чтобы данные потребители и пользователи были ознакомлены с этой информацией. Информация не должна содержать рекламный контент, поощряющий использование одноразовых пластиковых изделий.  Государства-члены должны иметь возможность выбирать наиболее подходящие меры в зависимости от характера продукта или его использования. Производители одноразовых пластиковых изделий и рыболовных снастей, содержащих пластик, должны покрывать расходы на меры по повышению осведомленности в рамках своих расширенных обязательств ответственности производителей.

 

(29)       Целью данной Директивы является защита окружающей среды и здоровья людей.  Как неоднократно устанавливал Европейский суд, это было бы несовместимо с обязательным действием, который приписывает Директиве третий пункт Статьи 288 Договора о функционировании Европейского Союза , чтобы заинтересованные лица в принципе не могли полагаться на обязательство, налагаемое Директивой. Это соображение особенно справедливо в отношении Директивы, целью которой предотвратить и уменьшить воздействие определенных пластмассовых изделий на водную среду.

 

(30)       Чтобы оценить выполнение этой Директивы, необходимо контролировать уровень морского мусора в Союзе.  В соответствии с Директивой 2008/56/EC, Государства-члены обязаны регулярно контролировать свойства и количество морского мусора, включая пластиковый морской мусор. Эти данные мониторинга также должны передаваться в Комиссию.

 

(31)       Государства-члены должны установить правила о наказаниях, применимых к нарушениям национальных положений, принятых в соответствии с настоящей Директивой, и должны принять все меры для контроля их выполнения. Предусмотренные наказания должны быть эффективными, пропорциональными и сдерживающими.

 

(32)       В соответствии с пунктом 22 Межведомственного соглашения от 13 апреля 2016 года о Совершенствовании законотворчества  (19), Комиссия должна провести оценку этой Директивы.  Эта оценка должна основываться на опыте и данных, собранных в ходе реализации настоящей Директивы и в соответствии с Директивами 2008/56/EC и 2008/98/EC. Оценка должна послужить фундаментом для анализа дальнейших возможных мер, включая установку общесоюзных целевых показателей сокращения на 2030 г. и последующий период, а также анализа того, требуется ли пересмотр Приложения с перечнем нужд в отношении одноразовых пластиковых изделий с учетом мониторинга морского мусора в Союзе и следует ли расширить сферу применения этой Директивы на другие одноразовые изделия.

 

(33)       В целях обеспечения единых условий для выполнения настоящей Директивы Комиссии должны быть предоставлены полномочия по внедрению методологии расчета и проверки годового потребления одноразовых пластмассовых изделий, для которых были установлены цели по сокращению потребления, правил расчета и проверки достижения целей по минимальному количеству вторичного сырья в одноразовых пластиковых бутылках для напитков, спецификаций для маркировки, наносимой на некоторые одноразовые пластиковые изделия, методологии расчета и проверки целевых показателей сбора одноразовых пластиковых изделий, для которых установлены целевые показатели раздельного сбора, а также формата для представления данных и информации о выполнении настоящей Директивы.  Эти полномочия должны осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) 182/2011 Европейского парламента и Совета (20).

 

(34)       Целесообразно разрешить Государствам-членам принять решение об внедрении определенных положений настоящей Директивы посредством соглашений между компетентными органами и соответствующими секторами экономики при условии соблюдения определенных требований.

 

(35)       Борьба с мусором — это совместные усилия компетентных органов, производителей и потребителей.  Государственные органы власти, включая институты Союза, должны и сами подавать пример.

 

(19)  OJ  L 123, 12.05.2016 г.,  с. 1.

(20) Регламент (ЕС) № 182/2011 Европейского парламента и Совета от 16 февраля 2011 года, устанавливающий правила и общие принципы, касающиеся механизмов контроля со стороны Государств-членов за реализацией Комиссией исполнительных полномочий (OJ L 55, 28.02.2011 г., стр. 13).

 

(36)  Поскольку цели настоящей Директивы, а именно предотвращение и уменьшение воздействия определенных одноразовых пластиковых изделий, изделий из оксоразлагаемого пластика и содержащих пластик рыболовных снастей на окружающую среду и здоровье человека, а также содействие переходу к циркулярной экономики, включая развитие инновационных и устойчивых бизнес-моделей, продуктов и материалов, способствуя, таким образом, эффективному функционированию внутреннего рынка, не могут быть в достаточной степени достигнуты Государствами-членами, а из-за масштаба и последствий действия лучше достигаются на уровне Союза, он может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе.  В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой Статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этих целей,

 

ПРИНИМАЕТСЯ ЭТА ДИРЕКТИВА:

 

Статья 1.

Цели

Цели этой Директивы состоят в том, чтобы предотвращать и уменьшать воздействие определенных пластмассовых изделий на окружающую среду, в частности водную среду, и на здоровье человека, а также содействовать переходу к циркулярной экономике с инновационными и устойчивыми бизнес-моделями, продуктами и материалы, что также способствует эффективному функционированию внутреннего рынка.

 

Статья 2.

Спектр применения

1.          Настоящая Директива применяется к одноразовым пластмассовым изделиям, перечисленным в Приложении, к изделиям из оксоразлагаемого пластика и к рыболовным снастям, содержащим пластмассу.

 

2.          Если эта Директива противоречит Директиве 94/62/EC или 2008/98/EC, преимущественную силу имеет настоящая Директива.

 

Статья 3.

Определения

Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:

 

(1)  «пластик» означает материал, состоящий из полимера, как определено в пункте 5 Статьи 3 Регламента (ЕС) № 1907/2006, к которому могут быть добавлены другие компоненты или вещества и который может служить основным структурным элементом конечных продуктов, за исключением натуральных полимеров, которые не были химически модифицированы;

 

(2)  «одноразовое изделие из пластика» означает изделие, которое полностью или частично изготовлено из пластика и не предназначено, не спроектировано и не размещено на рынке для выполнения в течение срока службы нескольких пробегов или ротаций путем возврата производителю для пополнения или повторного использования для той же цели, для которого оно было предназначено;

 

(3)  «оксоразлагаемый пластик» означает пластичные материалы, включающие в себя добавки, которые в результате окисления приводят к фрагментации пластического материала на микрофрагменты или к химическому разложению;

 

(4)  «рыболовные снасти» означает любой предмет или оборудование, которые используются в рыболовстве или аквакультуре для нацеливания, вылова или выращивания морских биологических ресурсов или которые плавают на поверхности моря и используются с целью привлечения и вылова или выращивания таких морских биологических ресурсов;

 

(5)  «отработанные рыболовные снасти» означает любые рыболовные снасти, охватываемые определением отходов в пункте 1 Статьи 3 Директивы 2008/98/ЕС, включая все отдельные компоненты, вещества или материалы, которые были частью таких рыболовных снастей или прикреплены к нм, когда они были выброшены, в том числе когда он были оставлены или утеряны;

 

(6)  «размещение на рынке» означает первое предоставление продукта на рынке Государства-члена;

 

(7)  «предоставление на рынке» означает любую поставку продукта для распространения, потребления или использования на рынке Государства-члена в ходе коммерческой деятельности, будь то в обмен на оплату или бесплатно;

 

(8)  «гармонизированный стандарт» означает гармонизированный стандарт, определенный в пункте (1) (с) Статьи 2 Регламента (ЕС) №1025/2012;

 

(9)  «отходы» означают отходы, определенные в пункте 1 Статьи 3 Директивы 2008/98/ЕС;

 

(10)  «схема расширенной ответственности производителя» означает схему расширенной ответственности производителя, как это определено в пункте 21 Статьи 3 Директивы 2008/98/ЕС;

 

(11)  «производитель» означает:

 

(a)  любое физическое или юридическое лицо, учрежденное в Государстве-члене, которое профессионально производит, заполняет, продает или импортирует, независимо от используемого метода продажи, в том числе посредством дистанционных контрактов, как определено в пункте (7) Статьи 2 Директивы 2011/83/EU Европейского парламента и Совета (21), и размещает на рынке этого Государства-члена одноразовые пластиковые изделия, наполненные одноразовые пластиковые изделия или рыболовные снасти, содержащие пластмассу, кроме лиц, занимающихся рыболовной деятельностью, как определено в пункте (28) Статьи 4 Регламента (ЕС)

№ 1380/2013 Европейского парламента и Совета(22); или

 

(b) любое физическое или юридическое лицо, учрежденное в одном Государстве-члене или в третьей стране, которое профессионально продает в другом Государстве-члене непосредственно частным домохозяйствам или пользователям, не являющимся частными домохозяйствами, посредством дистанционных договоров, как определено в пункте (7) Статьи 2 Директивы 2011/83/EU, одноразовые пластиковые изделия, наполненные одноразовые пластиковые изделия или рыболовные снасти, содержащие пластик, кроме лиц, занимающихся рыболовной деятельностью, как это определено в пункте (28) Статьи 4 Регламента (ЕС) 1380/2013;

(12)  «сбор» означает сбор, определенный в пункте 10 Статьи 3 Директивы 2008/98/ЕС;

 

(13)  «раздельный сбор» означает раздельный сбор, определенный в пункте 11 Статьи 3 Директивы 2008/98/ЕС;

 

(14)  «обработка» означает обработку, определенную в пункте 14 Статьи 3 Директивы 2008/98/ЕС;

 

(15)  «упаковка» означает упаковку, определенную в пункте 1 Статьи 3 Директивы 94/62/ЕС;

 

(16)  «биоразлагаемый пластик» означает пластик, способный подвергаться физическому, биологическому разложению, так что в конечном итоге он разлагается на диоксид углерода (CO2), биомассу и воду и, в соответствии с европейскими стандартами на упаковку, извлекается путем компостирования и анаэробного сбраживания;

 

(17)  «портовые приемные сооружения» означают портовые приемные сооружения, определенные в пункте (e) Статьи 2 Директивы 2000/59/ЕС;

 

(18)  «табачные продукты» означают табачные продукты, определенные в пункте (4) Статьи 2 Директивы 2014/40/ЕС;

Статья 4.

Сокращение потребления

1.          Государства-члены должны принять необходимые меры для достижения целенаправленного и устойчивого сокращения потребления одноразовых пластиковых изделий, перечисленных в Части А Приложения, в соответствии с общими целями политики Союза в отношении отходов, в частности, предотвращения отходов, ведущих к существенному изменению тенденций роста потребления. Эти меры должны обеспечить ощутимое количественное сокращение потребления одноразовых пластиковых изделий, перечисленных в Части А Приложения, на территории Государства-члена к 2026 году по сравнению с 2022 годом.

 

(21)Директива 2011/83/EU Европейского парламента и Совета от 25 октября 2011 года о правах потребителей, изменяющая Директиву Совета 93/13/ EEC и Директиву 1999/44/EC Европейского парламента и Совета и отменяющая Директиву Совета 85/ 577/EEC и Директиву 97/7/EC Европейского парламента и Совета (OJ L 304, 22.11.2011 г., стр. 64).

(22)Регламент (ЕС) 1380/2013 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2013 года об Общей политике в области рыболовства, изменяющий Регламент Совета (ЕС) 1954/2003 и (ЕС) 1224/2009 и отменяющий Регламент Совета (ЕС) ) 2371/2002 и (ЕС) 639/2004 и Решение Совета 2004/585 / ЕС (OJ L 354, 28.12.2013 г., стр. 22).

 

 

К 3 июля 2021 года Государства-члены должны подготовить описание мер, принятых ими в соответствии с первым подпунктом, уведомить об нем Комиссию и сделать его общедоступной. Государства-Члены должны интегрировать меры, изложенные в описании, в планы или программы, упомянутые в Статье 11, при первом последующем обновлении этих планов или программ согласно соответствующим законодательным актам Союза, регулирующим эти планы или программы, или в любые другие программы, разработанные специально для этой цели.

 

Эти меры могут включать национальные цели по сокращению потребления, меры, гарантирующие, что многократно используемые альтернативы одноразовым пластиковым изделиям, перечисленным в Части A Приложения, будут доступны в точке продажи конечному потребителю, экономические инструменты, такие как инструменты, гарантирующие, что эти одноразовые пластиковые изделия не будут предоставляться бесплатно в пункте продажи конечному потребителю, и соглашения, указанные в Статье 17 (3).  Государства-члены могут наложить маркетинговые ограничения в отступление от Статьи 18 Директивы 94/62/EC с целью предотвратить превращение таких продуктов в мусор и обеспечить их замену альтернативами многократного использования или не содержащими пластика. Меры могут варьироваться в зависимости от экологического воздействия этих одноразовых пластиковых изделий в течение их жизненного цикла, в том числе когда они становятся мусором.

Меры, принимаемые в соответствии с настоящим пунктом, должны быть соразмерными и недискриминирующими. Государства-члены должны уведомлять Комиссию об этих мерах в соответствии с Директивой (ЕС) 2015/1535 Европейского парламента и Совета (23), если этого требует эта Директива.

 

В целях соблюдения первого подпункта этого пункта каждое Государство-член должно осуществлять мониторинг размещенных на рынке одноразовых пластиковых изделий, перечисленных в Части А Приложения, и принятых мер по сокращению, и сообщать о ходе работы Комиссии в соответствии с пунктом 2 настоящей Статьи и Статьей 13 (1), чтобы установить обязательные количественные цели Союза для сокращения потребления.

 

2.          К 3 января 2021 года Комиссия примет исполнительный акт, устанавливающий методологию для расчета и проверки масштабного и устойчивого сокращения потребления одноразовых пластиковых изделий, перечисленных в Части A Приложения.  Этот исполнительный акт должен быть принят в соответствии с процедурой экспертизы, указанной в Статье 16 (2).

 

Статья 5.

Ограничения по размещению на рынке

Государства-члены должны запретить размещение на рынке одноразовых пластиковых изделий, перечисленных в Части B Приложения, и изделий, изготовленных из оксоразлагаемого пластика.

 

 

Статья 6.

Требования к продуктам

1.          Государства-члены должны гарантировать, что одноразовые пластиковые изделия, перечисленные в Части C Приложения, которые имеют колпачки и крышки из пластика, будут размещаться на рынке только в том случае, если на этапе предполагаемого использования продуктов эти колпачки и крышки остаются прикрепленными к контейнерам.

 

 

2.          Для целей настоящей Статьи металлические колпачки или крышки с пластиковыми уплотнениями не будут считаться изготовленными из пластика.

 

 

3.          К 3 октября 2019 года Комиссия должна обратиться к европейским организациям по стандартизации с просьбой разработать гармонизированные стандарты, относящиеся к требованию, указанному в пункте 1.  Эти стандарты должны, в частности, учитывать необходимость обеспечения необходимой прочности, надежности и безопасности укупорки контейнеров для напитков, в том числе для газированных.

 

(23)Директива (ЕС) 2015/1535 Европейского парламента и Совета от 9 сентября 2015 года, устанавливающая порядок предоставления информации в области технических регламентов и правил оказания услуг Информационного общества (OJ L 241, 17.09.2015 г., стр. 1).

 

 

4.          Со дня публикации ссылок на гармонизированные стандарты, упомянутые в