Перейти к основному содержанию

835

пользователей

359

материалов

Что тормозит РСО в России? Анна Гаркуша

27.03.2018
161
Тэги:

Что тормозит развитие раздельного сбора в России и как можно все поправить? Выступление Анны Гаркуши на форуме "Экология" в Москве (22 марта 2018 г.)

Презентация (публикуется с разрешения автора)

Расшифровку выступления подготовила волонтёр проекта "ЭкоПорт" Софья Игнатьева.

Коллеги, добрый день!

Вас стало гораздо меньше, но я вижу, что вы любите раздельный сбор.

Меня зовут Гаркуша Анна и я, конечно, хотела показать пару слайдов о нашей организации, но очень мало времени. Я думаю, что если вы в Яндексе наберёте одноименное словосочетание «экологическое движение раздельный сбор», то вы узнаете, кто мы такие и чем мы занимаемся.

На сегодняшний день я бы хотела рассказать о том, что ликования средств массовой информации в декабре месяце о том, что новые поправки, то бишь 503 закон [имеется в виду ФЗ-503 от 31.12.2017], страшно как бы приблизил нас к раздельному сбору, но это, честно говоря, не так. В чём это выражается? (У меня очень хороший помощник, который делает прекрасные презентации)

Выражается это в том, что федеральная и региональная власть постоянно игнорирует требования иерархии по обращению с отходами, и при этом они не несут за это ответственность, которая просто нигде не предусмотрена: Росприроднадзор ничего сделать не может, прокуратура ничего сделать не может, население только выходит на митинги разные, эксперты в ужасе – ничего не меняется. Территориальная схема ужасная, экопрограммы игнорируются, ответственности нет. Следующее, что из этого вытекает: поскольку раздельный сбор, несмотря ни на что, не сделали обязательным, то чиновники не обязаны включать раздельный сбор в свои территориальные схемы региональных программ. Их основная задача – это [закрывать] полигонные захоронения и не отправлять на полигоны несортированные отходы. И тогда региональный оператор говорит: «Ну, нормально! Я тогда построю сортировочные линии и мусоросжигательные заводы!»

Что ещё? Очень мало внимания к пищевым отходам. Пищёвка – это та фракция, которая делает отходы вонючими, и именно благодаря пищёвке наши свалки становятся угрожающими для атмосферы, для жителей, для почв, для воды – для всего. Если пищевые отходы попадают в составе ТКО[*] на свалку, то они вырабатывают свалочный газ, в том числе метан. Если они попадают на МСЗ**, они становятся углекислым газом. Если же мы их раздельно соберём, то мы можем сделать из них биогаз и компост.

Дальше. Раздельный сбор. Значит, есть заготовитель, который приходит в управляющую компанию и говорит: «Давайте мы вам здесь всё поставим и будем собирать вторсырьё раздельно, и будем вывозить». Управляющая компания обращается к региональному оператору. Региональный оператор имеет право не разрешить. То есть мало того, что он не обязан делать, раз нет [такого] в территориальной схеме, так он ещё имеет право не разрешить в соответствии с Правилами по обращению с отходами, пункт 21. И таким образом те компании, которые хотят сделать раздельный сбор, они фактически не могут зайти на контейнерную площадку. Чиновники, которые разрабатывали поправки, говорят следующее: «Теперь вам будет легче, потому что мы выделили отходы от использования товаров, попадающих в четвёртую группу ФККО***, мы их выделили отдельно от ТКО, то есть они не ТКО. Соответственно, если ТКО идут на контейнерные площадки и попадают под юрисдикцию регионального оператора, то отходы от использования товаров вы можете собирать вне контейнерной площадки и, в общем, продавать, грубо говоря. А региональный оператор не будет на это иметь права». Но в первый же момент, когда я сказала это представителю региона, он сказал: «А с кем я должен согласовать место накопления вторичного сырья?» (мы говорим «вторичное сырьё», а по закону это «отходы от использования товаров») Так вот, закон нам говорит, что всё равно нельзя накапливать в других местах, если они специально не подготовлены. То есть вроде бы мы можем вне контейнерной площадки, но это тоже должно быть специально отведённое место. И, кроме того, мы должны понимать, что это специально отведённое место находится на территории, которая принадлежит, в львиной доле случаев, не многоквартирному дому, а городской власти. И городская власть может сказать, что она не хочет иметь место накопления отходов. Во всяком случае согласовать такую историю достаточно сложно.

Далее. У нас есть РОП****. Все знают, что у нас есть РОП. И по большому счёту, если компания-производитель тары и упаковки не может зайти на контейнерную площадку, потому что она боится регионального оператора или уже региональный оператор ей запретил, по идее она может организовать сбор тары и упаковки в общедоступных местах. Но, как вы видите, общеизвестная история как из анекдота: одни могут, но не хотят, другие хотят, но не могут. Почему? Потому что одни должны реализовывать РОП, а другие не обязаны обеспечивать сбор тары и упаковки. У нас в Санкт-Петербурге, к сожалению, ни одна сеть не хочет сотрудничать по этому вопросу. Ни одна. И что у нас получается? Что экологический сбор недостаточно большой, чтобы РОПщики (я извиняюсь за сленг) хотели преодолеть все эти трудности и всё-таки инвестировать в отрасль. Получается, что они постоянно находятся перед выбором: заплатить и спать спокойно или рискнуть и инвестировать. И последнее время мы приходим к выводу (поскольку мы на практике работаем с Heineken, Балтикой, Danone), что они все делают выбор в пользу того, что они либо заключают соглашения с сортировками, либо просто платят экосбор.

Ну и опять же нет мотивации жителей. Мы все говорим про то, что дифференцированный тариф, что житель скоро почувствует, но никаких инструментов, для того, чтобы он почувствовал, не существует.

И дальше идут наши предложения. В принципе, они все соответствуют тому, что я сказала.

Во-первых, мы считаем, что нужно наконец разработать какие-то административные меры воздействия на органы власти, которые нарушили эту иерархию в своих документах, а сами эти документы надо признавать ничтожными.

Во-вторых, надо обязать региональные власти внедрять раздельный сбор. Пока раздельный сбор не будет обязательным, его всегда будут избегать. За рубежом раздельный сбор является обязательным элементом сферы обращения с отходами. И раздельный сбор должен включаться в условия по выбору регионального оператора. Он должен это делать.

Кроме того, мы считаем, что должны быть разработаны виды целевых показателей, достижение которых будет нам демонстрировать, что отходы собираются на местах, что снижение класса опасности на местах происходит. Здесь у меня перечислено, какие именно, мы считаем, целевые показатели нам нужны.

Также нам обязательно нужно сделать следующее: вывести перерабатываемые отходы, то есть то, что мы можем вовлечь в хозяйственный оборот из-под понятия ТКО. Потому что пока у нас эта мешанина в понятийном аппарате и, естественно, в головах, и каждый трактует как хочет: чиновник так, региональный оператор так, то мы всегда будем биться – кто сильнее, кто докажет: что это у нас – вторсырьё или ТКО, где это будем собирать – на контейнерной площадке или не на контейнерной площадке.

И очень важно уделить внимание компостируемым отходам, в том числе пищевым: надо запретить их отправлять на полигоны без переработки, также как запрещаем отправлять батарейки, или пластик, или бумагу, потому что это очень важный ресурс для наших почв, для наших лесов. В то же время, когда они на помойке, они, естественно, приносят вред.

Очень важно запретить засчитывать расширенную ответственность отходами, извлечёнными на сортировках. Потому что пока это можно делать, сортировки будут побеждать в борьбе между раздельным сбором и сортировкой смешанных [отходов]. Экологический сбор очень низкий, его надо повышать. Не только нормы утилизации, как говорил предыдущий докладчик, но и сам экологический сбор. Потому что на сегодняшний день экологический сбор на PET составляет, если пересчитать на одну бутылку, одну копейку. За одну копейку бутылку надо собрать, транспортировать и переработать в гранулы – это невозможно.

Создать благоприятный привлекательный инвестиционный климат для развития отрасли утилизации, в том числе компостирования и получения биогаза.

И обязать торговые сети обеспечивать сбор упаковки и тары так же, как и компании-производители обязаны реализовывать свою расширенную ответственность.

Огромное спасибо вам за внимание!

Всю информацию о нашей организации вы можете посмотреть в сети. Милости просим на наши странички, я всегда нахожусь на связи и готова ответить на ваши вопросы.

Спасибо.

 

* ТКО – твёрдые коммунальные отходы.

** МСЗ – мусоросжигательный завод.

*** ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов.

**** РОП – расширенная ответственность производителя.

Портал создан в рамках проекта "Чистые берега"

altalt