Перейти к основному содержанию

973

пользователя

386

материалов

Грязный белый слон Копенгагена

01.12.2017
30
Завод по производству «энергии из отходов». Почему в 2010 г. эксперты выступали против строительства этого большого, дорогостоящего и мощного завода?

БЕЛЫЙ СЛОН КОПЕНГАГЕНА

В последний год со всех сторон россияне слышат о «мусорном коллапсе» и волшебных таблетках против него в виде «экологически безопасных» мусоросжигательных заводов по новейшим западным технологиям.

Поучительна история о том, что даже зарубежные МСЗ требуют слишком много «еды» и при этом часто ломаются. Об этом размышляет автор Джон Давид Финсен в своей статье «Грязный белый слон Копенгагена».

«Слоном» он называет здание 85 метров в высоту, которое станет вторым по высоте в Копенгагене после сдачи в эксплуатацию в 2017 г. А эксплуатироваться в нем будут мощности по сжиганию отходов. Завод по производству «энергии из отходов» с красивым названием Amager Bakke – символ престижа в четыре миллиарда крон. Мало того, что энергию для жителей города будут производить две огромные печи, так в нем будет еще центр отдыха с тремя искусственными лыжными склонами, скалолазанием и кафе. И все это – в трех километрах от Ратушной площади.

Когда городской совет в конце 2012 г. утвердил план строительства новой установки по сжиганию, мэр Копенгагена Фрэнк Дженсен был в восторге: «Предприятие станет самым экологически чистым МСЗ в мире и будет витриной датских зеленых технологий. Это способствует экспорту и экологически устойчивому росту».

А далее автор рассказывает, почему белый слон не оправдает ожиданий.

Во-первых, он будет слишком прожорливым

5 муниципалитетов, владеющих этим заводом, не производят достаточного количества отходов, чтобы прокормить мощность в 500 000 тонн ежегодно. Меньшая нагрузка приведет к падению доходов, дефицит которых придется оплачивать налогоплательщикам. К 2020 г. эта сумма может составить 1,9 миллиарда крон.

Чтобы этого не допустить, заводу дали «зеленый»... нет! не тариф – зеленый свет на импорт отходов из-за границы. В целом, по оценкам, завод должен будет импортировать от 90 000 до 115 000 тонн мусора в год – более 1/5 всей мощности. Однако это разрешение противоречит первоначальным установкам не ввозить в страну мусор по климатическим соглашениям от 2012 г. Оправдывая разрешение на импорт, власти стали говорить, что сжигать лучше, чем оставлять на свалках.

По мнению доцента Сорена Локке из Департамента развития и планирования в Ольборгском университете, импорт отходов – это кратковременная мера, так как в Европе становится все меньше хорошо горящего мусора, и конкуренция за него между европейскими МСЗ растет. Сорен Локке считает, что устойчивость «слона» построена на плохом управлении отходами в других странах, и ситуация скоро кардинально изменится. Кормить копенгагенского слона в скором времени будет все труднее и труднее.

Во-вторых, он будет более опасным, чем планировалось

Дженс Питер Мортенсен, эксперт по окружающей среде в Датском обществе охраны природы, опасается, что импорт мусора повредит окружающей среде и увеличит углеродный след Копенгагена. Эксперт подчеркивает, что импортированный мусор состоит на 40% из пластиков и макулатуры, в то время копенгагенский мусор содержит всего 11% этих фракций.

Горящий пластик выделяет высокие уровни парниковых газов, таких как CO2. Это значит, что импортированный мусор приведет к увеличению выбросов и в свою очередь ставит под угрозу амбициозные климатические планы Копенгагена.

В заключение статьи автор описывает причины, по которым Копенгаген подарил сам себе такого прожорливого и небезопасного слона.

Еще в 2010 г. эксперты выступали против строительства такого большого, дорогостоящего и мощного завода. Они говорили, что достаточно модернизировать имеющиеся мощности.

Поначалу копенгагенские власти вняли совету и отказали в 2012 г. в запрошенном кредите на 4 млрд крон, ссылаясь на доклад 2010 г. Это происходило накануне выборов, и от министерства финансов требовали публичных заявлений о том, что новый МСЗ не станет препятствием к осуществлению правительственной климатической стратегии. Но затем аффилированная к министру финансов компания сообщила ему, что именно она выиграла контракт на строительство нового завода. После этого, по мнению ряда членов городского совета Копенгагена, министр финансов стал оказывать давление на муниципалитеты для получения кредитов и добился своего.

Ида Аукен была министром экологии в то время и осуждает действия муниципалитетов. Муниципальное руководство, по ее мнению, играло в политику и, вместо того, чтобы обслуживать интересы общества, обслуживало интересы отдельных политических деятелей. «И сейчас, как и ожидалось, – говорит она, – мы имеем недостаточно мусора для этого завода и, как следствие, колоссальный дефицит, который ляжет на плечи налогоплательщиков».

Кроме того, завод имеет проблемы технического характера. Так, в июне 2017 г. на предприятии по вине поставщика прорвало насосы. Повреждение устраняли в течение 2 недель, а огромное количество мусора все это время хранилось в мешках. Административный директор ARC Ulla Röttger, покинувший свой пост 4 месяца назад из-за внутренних конфликтов, заявил в октябре 2016 г., что предыдущие поломки обойдутся компании ARC (муниципальный оператор МСЗ) около 100 млн крон (~13,4 млн евро).

Материал подготовила Анна Гаркуша

Портал создан в рамках проекта "Чистые берега"

altalt