Перейти к основному содержанию

829

пользователей

359

материалов

Интервью с Анной Успенской

30.10.2017
44
Четкость, пунктуальность, выверенность характеризуют фудшеринг. Ведь задача – не просто забрать лишнюю еду, а сделать так, чтобы организации было удобно и выгодно делиться. Анна Успенская - очень структурированный человек. И ее проект, построенный по образцу немецкого, не мог получиться иначе.

Проект: foodsharingrussia.ru

Идеальный образец

Я закончила кафедру теоретической и прикладной лингвистики МГУ. Работаю в молодой IT-компании, занимаюсь автоматической обработкой текстовой информации. У меня интересная работа, стандартный восьмичасовой рабочий день.

Мне всегда нравилось, когда ничего не пропадет, когда все устроено удобным, оптимальным образом. Фудшеринг начался с того, что я прочитала у известного блогера Яны Франк про немецкий фудшеринг. Начала собирать информацию в интернете. Большое спасибо немецким коллегам за то, что подробно расписали проект. Чтобы людям легче было разобраться, они создали практически пошаговую инструкцию.

Мне стало интересно, может ли такой проект существовать в нашей стране, в частности, в Москве. Мы списались с ещё одной девушкой из Питера, которая тоже хотела заняться фудшерингом, и стали потихоньку действовать. Для начала тщательно изучили немецкий опыт. Нам помогали русские жители Берлина, которые участвуют в немецком фудшеринге.

С Яной Франк мы тоже немного пообщались. Я написала письмо в её рубрику вопросов и ответов. Она ответила. Когда она приезжала в Москву, один из наших активистов с ней общался лично. У нас была группа немецких переводчиков-волонтеров, которые помогли нам перевести правила, разобраться с тем, что было непонятно.

Параллельно мы стали проводить опросы московских организаций – кафе, ресторанов. Нам важно было понять, бывают ли у них остатки и готовы ли они участвовать в проекте. Нужно было убедиться, что имеет смысл все это затевать.

Оказалось, что люди готовы делиться. И тогда уже мы стали собирать волонтёров… Через соцсети разместили информацию о том, что мы собираемся делать, как мы это делаем и какие у нас планы, и чтобы все желающие регистрировались в анкете, а когда у нас появятся первые организации, мы пригласим их собирать продукты и распределять.

Мы сделали сайт по образцу немецкого. Конечно, мы не можем заглянуть внутрь и посмотреть, как у них все устроено. Но принцип тот же. У немецкого сайта есть возможность рассылать оповещения, переписываться. У нас пока сайт такими опциями не обладает. Мы бесплатными инструментами пользуемся для общения – вконтакте, гугл-таблицы с расписаниями. Платформу мы пока не сделали, может в будущем. Это очень масштабные разработки, пока на это нет ресурсов.

Высшая степень ответственности

У нас достаточно жесткие правила, мы немного адаптировали немецкую основу, но в целом общий смысл сохраняется. Самое главное – это ответственность. Надо понимать, что правила нацелены на то, чтобы у организации, которая сотрудничает с фудшерингом, сложилось хорошее впечатление о движении. Что это ответственные люди, которым действительно важно сохранить продукты, что это не просто какие-то случайные посетители, сегодня решили заглянуть, а завтра их нет.

До того, как начать с нами сотрудничать, организации находили свои способы избавиться от продуктов. У кого-то это была служба утилизации, которая забирала продукты, у кого-то сотрудники специально оставляли себе время, чтобы вынести в мусорные контейнеры остатки. Организации выгодно, если заботу об остатках берут на себя волонтеры, но должна быть уверенность, что волонтеры их точно заберут. Мы не можем никого подводить. И это несложно.

Вообще, правила достаточно простые и понятные. Если неясно, то всегда можно спросить. Нет такого обязательства, что если человек записан на точку, то он железно должен прийти. Конечно, все могут заболеть, что-то может случиться. Главное – предупредить. Так как все участники знакомы, у них есть контакты других участников команды, они просто должны найти человека, который приедет туда вместо них. Найти себе замену можно даже за несколько часов. Главное об этом помнить, не относиться легкомысленно.

Свой - чужой

Какие-то спорные ситуации и конфликты возникают, конечно, но их обычно легко улаживать. Буквально пару раз за полтора года было, что человек проявлял себя необязательным, то есть не приходил без предупреждения. Тем, кто так делал несколько раз, мы просто закрывали доступ к системе.

Людей, которые относятся к проекту потребительски, обычно видно уже на этапе регистрации, по тому, как они общаются с куратором. Точно так же видно тех, кто относится ответственно. Они быстро становятся активными участниками, а потом кураторами. Их мы в первую очередь просим помочь наладить работу на новой точке. Соответственно, они больше знают про организацию, при желании могут ездить туда забирать продукты или организовывать волонтеров.

Бывает, что человек записывается на выезды, немного поездит, а потом просто перестает записываться. Может быть, ему просто неудобно. Мы его спрашиваем, планирует ли он дальше участвовать в проекте. Не откликается – ничего страшного, желающих много.

Команда

Я была в проекте с самого начала. В разные моменты присоединялись разные люди. Костяк есть, но он не всегда постоянный. Была девушка из Германии, которая нам помогала в основном на первом этапе. Сейчас основные организаторы – Андрей Кухнин, Ира Межова. Они увидели в интернете информацию о движении, и мы стали заниматься проектом вместе.

Есть постоянные, необходимые задачи, которые обязательно нужно всегда делать. Они занимают немного времени. Вечером мне требуется где-то полчаса, чтобы ответить на накопившиеся сообщения. Иногда больше, иногда меньше. Этот проект мне нравится в том числе тем, что он достаточно автономен. Я очень редко езжу на вывозы. Как правило, только когда добавляется новая организация, и никто больше не может подъехать из постоянных участников-волонтёров. Постоянно участвовать в вывозах у меня нет возможности.

Расписание каждый составляет себе сам. Оно очень гибкое. С точки зрения нового участника все устроено так. Первый этап – человек регистрируется в системе. Читает правила, проходит тест и попадает в нашу базу. Если появляется новая точка, ему на почту приходит оповещение. Если он готов и ему подходят условия, то может вступить в команду, в определенное время с определенной регулярностью забирать продукты, раза или два в неделю. Можно постоянно за собой зарезервировать одно и то же место, можно записываться в разные места. Это удобно.

За каждой организацией, откуда мы вывозим продукты, закреплена команда и куратор. Куратор следит за тем, чтобы все было в порядке, чтобы расписание было заполнено. Если возникают проблемы, куратор пишет мне. Например, не хватает людей или на следующей неделе много пустых дней, никто не записывается, все разъехались в отпуск – такое бывает в праздники, в выходные и летом. Тогда мы используем базу участников, которые зарегистрировались в резерв. Сначала тех, кто ближе всех к этой точке, по географическому принципу, потом тех, кто немного дальше, и так далее.

Это устроено для того, чтобы люди не ездили с продуктами через весь город.

А по закону?

Заводить контакты с властью пока не требуется. Это понадобилось бы, если бы мы захотели установить уличный холодильник. Но в ближайших планах у нас этого нет.

Нас немного беспокоит, что передача продуктов с помощью фудшеринга никак не регламентирована. То есть в принципе это можно рассматривать и как пожертвование, и как безвозмездную реализацию, и как-то ещё. Поэтому крупные организации, торговые сети пока опасаются участвовать, избегая обвинения в реализации просроченного товара. Это проблема, и хотелось бы, чтобы вышли какие-то дополнительные нормативы.

Пока мы просто распространяем информацию о движении. Мы смотрим на опыт других стран. В прошлом году во Франции и в Италии принят закон, согласно которому крупные торговые сети обязаны жертвовать нереализованную продукцию организациям, занимающимся фудшерингом. Этот закон появился не на пустом месте. В этих странах были очень развиты местные низовые инициативы в помощи нуждающимся. Получается, они просто узаконили то, что есть.

Все эти законопроекты хорошо ложатся на жизнь общества, когда уже есть какая-то основа. Мы сейчас заняты созданием этой основы. Тогда будет проще убедить представителей власти, что это все важно, нужно и полезно.

Устойчивое развитие

Мы рады тому, что нам удалось этот проект начать и привести в устойчивое состояние, когда налажена работа команд, волонтеров, кураторов, сотрудничество с организациями – и это все может существовать само.

Я очень люблю горные походы с палаткой. Но в первый год я не могла никуда уехать, потому что всегда должна была быть на связи. А сейчас я спокойно могу уехать, и ничего не случится. Ккураторы и волонтеры справятся, они знают, что делать.

Приятная неожиданность – то, что организации иногда сами к нам обращаются. Когда про нас стала появляться информация в СМИ, когда мы стали выступать на конференциях, на фестивалях, некоторые компании, в основном небольшой частный бизнес, стали нам писать: «У нас есть остатки продуктов, мы не хотим их выбрасывать, просто помогите нам их раздать людям, чтобы они не пропали». Это перспективный плюс, когда сотрудничество удобно налаживать. Хотелось бы, чтобы так было чаще.

Такие же, как все

Был риск, о котором многие беспокоились и предупреждали нас. Будто бы люди в России не смогут быть такими ответственными, как в немецком проекте: подходить вовремя, не забывать о встречах. Это не так. У нас набралось достаточное количество ответственных участников, которые способны действовать по правилам и помогать другим эти правила осваивать.

Сейчас около 200 человек постоянно участвуют вывозах. Зарегистрировано около 500 человек, то есть еще достаточно большое количество людей в резерве. Это новые участники, которые только что зарегистрировались, а также это участники в районах Москвы, которые пока не охвачены. Организации, сотрудничающие с нами, распределены неравномерно, поэтому некоторые районы пока не охвачены. Но мы стараемся с этим бороться.

Расширение

В Санкт-Петербурге фудшеринг хорошо развит. По такой же системе.

Есть еще активисты в некоторых других городах – в Новосибирске, в Ростове, в Смоленске. Но у них пока все только зарождается, они присматриваются. Они иногда нам пишут, консультируются, но на регулярной основе у них пока ничего не налажено. Как только наладится, мы добавим их на сайт.

База волонтёров для каждого города отдельная, так удобнее. А сайт у нас сейчас информационный, визитка с информацией о движении, чтобы все могли узнать, что это такое более подробно, более удобоваримая информация, чем в соцсетях.

Хотелось бы, чтобы проект перешёл на новый уровень, чтобы была возможность сотрудничать с торговыми сетями, в которых самые большие потери продуктов. Возможно, все это будет в каком-то другом виде происходить, но глобально хотелось бы, чтобы ситуация с пищевыми отходами продолжала исправляться.

Есть еще другие способы работы. Продукты, которые не могут быть проданы, бывают разных видов, и они списываются с реализации по разным причинам. Поэтому с этими категориями можно работать разными способами. Если говорить о продуктах с истекшим сроком годности, понятное дело, что их нельзя отвезти детям в детский дом. То же самое касается овощей, фруктов. Если речь идет о продуктах, списанных из-за поврежденной упаковки, то такие вполне можно отдавать на благотворительность. Если это какие-то овощи-фрукты в ящиках, то их нужно оперативно забирать и сортировать как можно скорее. Это другая логистика.

Тому, кто только начинает свой путь экоактивиста, я бы предложила обращать внимание на мелочи. Потому что экологичный образ жизни, даже если человек занимается каким-то одним проектом, включает в себя много разных мелочей.

С вещами, с одеждой, с какими-то бытовыми вещами я стараюсь обращаться аккуратно, чтобы они служили дольше. И когда вещи не нужны, я их либо продаю на авито, либо отдаю даром. Даже если быстрее просто отнести на помойку, мне приятней потратить больше времени, чтобы отвезти одежду в Charity Shop, еще куда-то или отдать бесплатно в «Отдам даром». Это то, что я делаю, чтобы вещь не оказалась на помойке.

Начинать всегда стоит с малого и потихоньку расширять это на другие сферы жизни, чтобы полезные увлечения распространялись.

Интервью провела и записала Мария Малороссиянова

Портал создан в рамках проекта "Чистые берега"

altalt