Перейти к основному содержанию

861

пользователь

362

материала

Обзор законодательства в сфере обращения с отходами

10.05.2017
253
Этом обзор познакомит вас с основными "мусорными" нормативными актами российского правового поля.
Тэги:

В отношении нашего законодательства в сфере отходов существует некий стереотип: что оно несовершенно, плохое, не создает условий для развития перерабатывающей отрасли. Откуда этот стереотип возник и так ли всё плохо с законодательством на самом деле?

Предыстория

Для того чтобы разобраться в этом, обратимся к недавней истории. В Советском Союзе к концу 80-х годов сложилась мощная развитая инфраструктура по сбору и переработке вторичного сырья в промышленных масштабах, использовалась оборотная стеклянная тара, сбор макулатуры поощрялся обменом на редкие книги, производители новых материалов разрабатывали технологию их утилизации.

В целом более тридцати лет назад в нашей стране уже действовала развитая система обращения с отходами, в то время как в европейских странах она только начинала формироваться.

Например, с 1986 года было законодательно закреплено правило: организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была «разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции». (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 23.05.86 г).

К 1990 году институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, отработавших автопокрышек, стеклобоя и многих других отходов.  На всей территории СССР формировалась мощная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья. Кроме того, в сборе отходов принимало участие население, в том числе дети (в сборе макулатуры и металлолома). Таким образом, уровень и законодательной, и практической реализации в отношении отходов был очень высок.

Что же со всем этим случилось?

Наступил 1991 год, Советский Союз распался, наступил сложный экономический период, и тема отходов на несколько лет осталась без внимания и развития. Все, что было создано для переработки вторсырья, в начале 90-х годов было разрушено - и законодательная, и технологическая база, предприятия переработки сырья, которые работали в Советском Союзе – все перестало функционировать, было заброшено и позабыто на несколько лет.

Новый период

Внимание государства к теме отходов стало возвращаться с лета 1998 года. В этот период был принят основной закон в данной отрасли права, Федеральный закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». Именно он определил цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами.   

В 2002 году Приказом Министерства природных ресурсов РФ №786 принимается Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который вводит в действие систему классификации отходов, основанную на видах источников образования отходов и их состава. С этого же года возобновляется учет промышленных отходов, а с 2009 года начинается учет твердых бытовых отходов. В 2011 году принят Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где впервые в российском правовом поле дается определение понятия «медицинские отходы» и регламентируется способ обращения с ними.

На сегодняшний день существует более 80 различных законов, подзаконных актов, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, различных статей в кодексах, которые регламентируют те или иные сферы обращения с отходами.

Федеральный Закон №89

Основным документом в сфере обращения с отходами является ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»впервые принятый 24.06.1998 года.

С тех пор данный закон пережил несколько редакций, в него были внесены существенные правки. Актуальная версия закона от 01.01.2017. Далее в тексте речь пойдёт именно об этой редакции.

Правки к закону разрабатывались в течение нескольких лет. Их основная цель - создать такие экономические условия, которые позволят рассматривать отходы как полезные материалы и возвращать их в производственный цикл. Пока шла работа над поправками к закону, появились дополнительные цели, которые закон должен реализовать - это привлечение инвестиций и урегулирование законодательной части, чтобы вся деятельность в области обращения с отходами стала более четкой, ясной и понятной.

Основные понятия ФЗ-89

Первая статья закона начинается с основных понятий. Всего их прописано 29, из них 14 новых (по отношению к версии от 1998 г.). Раскрытие терминологии позволяет не путаться в определениях и снижает риск двоякой трактовки положений закона. 

Статья начинается с самого понятия «отходы»:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Принципиальное новшество в определении: отходы образуются не только в процессе производства и выполнения работ, но и при оказании услуг и в процессе потребления. Слово «удаляются» можно трактовать очень широко, но, тем не менее, теперь это понятие становится более полным, чем оно было до этого.

Следующим важным новым термином является «деятельность по обращению с отходами».

Это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Обратите внимание на два этапа, внесенные впервые, – это обработка и утилизация.

Обработка – это предварительная подготовка отходов к дальнейшим этапам и в том числе, что очень важно, данная подготовка включает в себя сортировку. Таким образом, разделение отходов по типам материалов относится к обработке. А разделение отходов по типам материалов, или сортировка, или раздельный сбор отходов (РСО) является ключевым этапом при грамотном подходе к обращению с отходами (независимо от выбранного способа).

Термин «утилизация отходов» введен вместо термина «использование отходов».

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

Утилизация включает в себя, в том числе, повторное использование отходов, которое делится на три разных способа утилизации: рециклинг, регенерацию и рекуперацию.

Еще один важный новый термин - «обезвреживание отходов»:

обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Это мероприятия, обеспечивающие снижение класса опасности отходов. На что важно обратить внимание: обезвреживание включает в себя сжигание (другое название – «термическая переработка»). Соответственно, мусоросжигательный завод - это предприятие по обезвреживанию отходов.

Направления государственной политики

Третья статья посвящена направлению государственной политики:

1. максимальное использование исходных сырья и материалов;

2. предотвращение образования отходов;

3. сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

4. обработка отходов;

5. утилизация отходов;

6. обезвреживание отходов

Особо подчеркивается, что важен приоритет в исполнении этих пунктов. По этим же направлениям должны будут выстраиваться программы по обращению с отходами в регионах. Соответственно, в первую очередь в регионах должны строиться и поддерживаться предприятия, занимающиеся переработкой отходов, и в самую последнюю - предприятия по обезвреживанию, в том числе специализированные предприятия для опасных отходов и мусоросжигательные заводы.

Особые категории отходов

Есть категории отходов, обращение с которыми регламентирует специальное законодательство. К ним относятся:

- радиоактивные отходы,

- биологические отходы,

- медицинские отходы,

- вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства),

- выбросы вредных веществ в атмосферу,

- сбросы вредных веществ в водные объекты.

Медицинские отходы

Медицинские отходы - это все отходы, которые образуются в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности. Обращение с ними регламентирует Федеральный закон от 21.11.2011 N323-ФЗ (ред.от29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": медицинские отходы должны подвергаться сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации.

Заниматься этими этапами должна специализированная организация, которая имеет лицензию и действует в соответствии с установленными нормативами.  Так, например, СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования обращения с медицинскими отходами» очень четко и подробно прописывает инструкции, как должны собираться медицинские отходы, в какие по размеру и цвету емкости, требования к специалистам, которые работают с медицинскими отходами, требования к транспортировке, обезвреживанию отходов.

Биологические отходы

Еще одна категория отходов, которая регулируется специальным законодательством, - это биологические отходы. Основной документ, регламентирующий деятельность по обращению с ними - "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, ред. от 16.08.2007).

Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, их обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Радиоактивные отходы

Радиоактивные отходы – это не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает допустимые уровни.

Основной регламентирующий документ - Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об использовании атомной энергии".

При хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов.

Хранение или захоронение радиоактивных отходов допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения.

В СП 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)" очень четко прописано, как этот процесс должен происходить.

Где искать актуальную информацию о законодательстве

В настоящее время законодательство в сфере отходов претерпевает частые изменения. Для того чтобы быть в курсе этих изменений, важно знать, где искать актуальную информацию.

Вот некоторые полезные ресурсы:

1. Различные информационные сервисы, такие как: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Техэксперт».

Это ресурсы, на которых размещаются полные тексты законов и подзаконных актов. Кроме того, на них предоставляются различные комментарии, ссылки на дополнительные подзаконные акты. И даже не юристам пользоваться этими системами весьма удобно. Например, система «Гарант» позволяет одновременно смотреть разные версии законов в разных редакциях, есть возможность ознакомиться только с нововведениями в законе – можно быстро понять, какие правки в него были введены.

2. Экологическое объединение «Беллона» и журнал «Экология и Право», журналы «Справочник эколога», «ТБО», «Экология производства».

Всё это - ресурсы со статьями по экологическому законодательству и развёрнутыми комментариями к недавно принятым нововведениям (а также другая полезная информация, связанная не только с законодательством).

Общественный контроль

Общественный контроль - это ваша возможность самим реализовывать право на здоровую окружающую среду, то право, которое прописано в Конституции РФ.

Осуществлять его могут как общественные объединения и организации, так и отдельные граждане. Подробно про общественный контроль описано в ФЗ №7 «Об охране окружающей среды».

Обсуждение законопроектов

Также вы можете участвовать в обсуждении законопроектов. Есть федеральный портал проектов нормативных актов, где идет их открытое общественное обсуждение, в котором любой желаающий может принять участие - www.regulation.gov.ru.

И, конечно, важно делиться информацией - новостями о введении новых правил, примерах правоприменительной практике, всем, что в сфере отходного законодательства будет полезно другим активистам. Публикуйте эту информацию на своих сайтах, блогах, группах в соцсетях и присылайте на наш портал через форму обратной связи в блоке "Прислать материал".

Автор: Лидия Беляева, эколог, эксперт Коалиции «ПРО Отходы».

Портал создан в рамках проекта "Чистые берега"

altalt